Pull to refresh

Comments 77

Чёрт. Мы должны спасти этот маленький ровер. Весь мир ждёт его возвращения!
Надеюсь дожить до момента, когда я смогу посмотреть на него в музее освоения Марса. Своими глазами. На оригинал, который вернули. Или, ещё лучше, слетать в отпуск, посмотреть местные музеи — и, конечно, на него тоже.
UFO just landed and posted this here
Хороший аппарат получился. Жаль только все ближе неизбежный конец — уже сейчас часть оборудования сломалась, часть израсходовала ресурс и часть работает на обходных костылях(вроде бы). То есть от него как от научной лаборатории все меньше толка.
А есть краткий анализ где-нибудь, о том какое оборудование сломалось и главное по каким возможным причинам?
wiki же

СпойлерВ 2007 году у Оппортьюнити появились неполадки в работе правого переднего колеса (скачки напряжения) — аналогичная неполадка, которая вывела из строя правое переднее колесо Спирита. Инженеры дали передохнуть колесу, когда ровер долгое время изучал горное обнажение. В декабре 2013 года эти неполадки вновь повторились. Команда предпринимает активные меры по устранению этой неисправности;

Инфракрасный тепловой эмиссионный спектрометр MiniTES отключён с 2007 года, когда его зеркало забила пылевая буря, в связи с чем он не может принимать изображения. Для дальнейшей эксплуатации прибора необходим сильный поток ветра, который очистит внешнюю поверхность зеркала от пыли;

Миниатюрный Мессбауэровский спектрометр, который позволяет определять соединения железа в породах, в данный момент отключён. Применяемый в нём Кобальт-57 имеет период полураспада 271,8 дней, поэтому за 11 лет работы он практически исчерпал свой ресурс. Во время зимовки 2011 года Оппортьюнити ещё пытался как-то его применить, в итоге пришлось потратить несколько недель для получения результатов одного образца;

Спустя несколько лет пребывания на Марсе у Оппортьюнити появились проблемы с его буром (RAT), при помощи которого он делает небольшие углубления в породе. Тестирование показало, что датчики наведения бура на породу работают некорректно, но инженеры, перепрограммировав программное обеспечение, решили данную проблему;

Вышел из строя один обогреватель.

22 апреля 2013 года Оппортьюнити самовольно переключился в состояние, которое можно охарактеризовать как «режим ожидания».[141] Операторы на Земле узнали об этом 27 апреля 2013 года.[141] Первичное тестирование позволило установить, что Оппортьюнити почувствовал что-то неладное в своих системах 22 апреля, во время измерения прозрачности атмосферы Марса и переключился в режим ожидания.[141] Инженеры подозревают, что марсоход решил перезагрузить свой бортовой компьютер в то время, когда его камеры делали снимки Солнца.[141] 1 мая 2013 года, по команде с Земли, Оппортьюнити успешно вышел из «режима ожидания» и возобновил свою научную деятельность.

В декабре 2014 года NASA сообщили о проблемах с энергонезависимой флеш-памятью, котрую Оппортьюнити использует, например, для хранения телеметрической информации. Переформатирование файловой системы не помогло. После этого было решено временно использовать для хранения данных RAM, что позволило возобновить работу ровера. В будущем NASA постараются отключить неисправный фрагмент флеш-памяти, чтобы оставшуюся часть можно было использовать по назначению[142].
С тех пор в течение года ничего не ломалось.
Было бы интересно вернуть его назад, что бы инженеры и ученые могли осмотреть его, что бы выявить слабые места и их повреждения.
Не думаю, что целесообразно, он и так на порядки перевыполнил свою рассчитанную миссию.
Выявлять «слабые места», мне кажется не нужно, ибо их нет, раз аппарат прослужил на много дольше расчетного срока службы. Я думаю, что исследовать его противопоказано, а то будет как с машинами, сначала качество росло, а потом конструкторы поняли, что такой ресурс автомобилям не нужен и стали делать попроще и по дешевле.
Когда-нибудь будет дешевле послать туда робота-ремонтника, что бы он починил/проапгрейдил старые роботы, чем посылать новые…
Похоже, что на марсе, не такие уж и агрессивные условия. А так же что американцы научились строить очень надежные роверы под эти условия. Это очень радует :)
Случайный астероид может свести надёжность на нет. Прекрасно, что ровер катался по Марсу 12 лет, — теперь мы знаем, что среда на Марсе очень кислая для существования полезной органики.
Что-то подсказывает мне, астероид угодивший в ровер это супер маловероятное событие.
После этого все больше верится американским автомобилям. :)
Интересно, curiosity столько же протянет?
Я буду верить американским авто если фирма производитель будет NASA.
если фирма производитель не НАСА, а JPL (jet propulsion lab) — разработчик и кьюри и опи
JPL является частью NASA. Если точнее — то научно-исследовательским центром (wiki)
Теоретически, ни чего не мешает. Там же не солнечная панель, а реактор, расчётный срок службы которого — минимум 14 лет.
интересно было бы увидеть пройденный ровером маршрут
Правая часть видео из статьи показывает маршрут.
Хотелось бы еще и об общей протяженности этого маршрута узнать.
UFO just landed and posted this here
Если солнечные батареи закрывает пыль… работа прекращается, и связь с Землей теряется на многие дни.А как солнечные батареи очищаются от пыли? Ветром?
Всегда интересовал вопрос — почему нельзя было сделать элементарную щетку на манипуляторе для очистки панелей от пыли? Цена — копейки, вес — мизерный, а профита много было бы. Не подумали об этом? Или не сочли необходимым в условиях 90 дневной миссии?
Как то писали, что проблема в том, что марсианская пыль это очень такой хороший абразив, и тереть щёткой по панелям не стоит.
А, кстати, возможно было бы очищать панели от хотя бы самых крупных частиц марсианской пыли вибрацией? Мне решение в виде небольшого вибромотора видится менее затратным и более надёжным, чем щёточный механизм. Или пыль из-за малого размера крупиц слишком сильно липнет?
Думаю вибрация будет не самым эффективным способом очищения, к тому же, как я уже писал ниже это дополнительное время, денги, а самое главное вес и энергия. Приходилось читать про немного другой принцип, не знаю, будут ли его использовать или уже где то используют, но в общем выглядит так: солнечную панель покрывают специальной, прозрачной, электропроводящей пленкой и подают на пленку электрические импульсы. Это заставляет частицы леветировать и двигаться к краю. Благодаря этому, вроде как сбрасывается до 90% пыли. Плюсы такого подхода очевидны: нет ни каких движущихся частей, минимальный дополнительный вес, по сути нужено только электричество (ни воды, ни воздуха эта система не требует). Минусы так же есть, но с ними можно бороться.
Я думаю, что это наиболее перспективный способ для борьбы с мелкой пылью на солнечных панелях марсоходов, да и на земных солнечных панелях тоже.
Масса (даже на орбиту лишний килограмм больших денег тогда стоил), сложность конструкции, лишняя точка отказа. Потенциально и другому оборудованию вибрации могли не понравиться. Да и от самой мелкой пыли все равно не избавиться, можете дома поэкспериментировать, вибрацией хорошо сгонять более-менее крупные частички, а самые мелкие все равно «прилипают»
Можно поставить оборотистый вентилятор. Атмосфера есть же, можно сдувать пыль, включая его изредка. Так же точно, как это делает естественная среда
UFO just landed and posted this here
Не соглашусь — марсианская пыль состоит, в основном, из оксида железа 3. Твёрдость оксида железа по Моосу — 5 ед. Твёрдость-же, даже обычного оконного стекла по Моосу ~6.5 ед., т.е. оксид железа не будет, или-же будет плохо царапать стекло. Кроме этого, пыль на Марсе постоянно переносится атмосферой, частицы трутся друг о друга, а следовательно не имеют острых краёв.
Лунная-же пыль состоит из реголита, имеющего твёрдость по Моосу от 5 до 8 ед., что сопоставимо с твёрдостью стекла. Так-же частицы лунной пыли имеют острые края, вследствие отсутствия постоянного трения друг о друга и действительно являются хорошим абразивом, о чём и были упоминания.

В первом приближении, имхо, применение механических щёток для очистки солнечных панелей на марсоходах было-бы оправдано.
Кроме этого (раз уж этот способ показал свою эффективность), можно было-бы установить мини-компрессор на марсоход и сдувать пыль потоком сжатого воздуха тогда, когда это нужно, а не когда ветер подует.
На quora задавали этот вопрос. Вкратце ответ простой. Изначально марсианские мисси проектируют на довольно короткий срок (то что пара из них продержалась долше положенного времени, это и удача, и хорошая работа проектировщиков, но полагаться на это не стоит), а разработка очистителей, это время, деньги, дополнительный вес и трата энергии. Так что размер панелей делают с учетом постепенного запыления за расчетное время миссии.
Вполне возможно, что и то и другое.
Щётки и песок за счет абразивного воздействия быстро покрыли бы панели царапинами, тем самым ухудшив их эффективность. Как вы и сказали для планируемой 90 дневной миссии не сочли необходимым устанавливать какой либо механизм очистки.
Пневматика не прокатит?
вибры от телефона и небольшого угла наклона достаточно
Я предполагаю если бы этого хватало то пыль ты падала сама во время движения. Что мне подсказывает что налипает она не просто так… Электростатика или что нибудь ещё явно…
и электростатика — тоже хорошая идея
Тоже задаюсь этим вопросом. Ниже вот пишут — всё это лишний вес, точка отказа и пр. Но устройство ведь очень простое, по сути обычный автомобильный дворник, только не с резинкой, а с мягкой щёточкой (на уроке труда или в столярке все видели щётку-смётку?). Для устранения электростатики пластик ворсинок щётки делаем немного токопроводящим.

По поводу царапания: щётка ведь не будет часто елозить туда-сюда, она, может, раз в полгода сделает один проход.
Ещё вариант: покрыть солнечные батареи несколькими слоями тонкой прозрачной плёнки и придумать механизм, который при запылении будет сдирать верхнюю плёнку со всей налипшей пылью. Даже штук 5 слоёв сильно продлят срок службы панелей и сократят простои.
Стыдно за людей, которые не читали Zelenyikot и lozga, но рвутся в комментарии за лайками.
Три одинаковых комикса под каждым постом о марсоходах расстраивают больше
Вполне возможно что Опортьюнити еще может пережить Курьосити? У второго жизнь ограничена ритегом, который конечен. А у первого солнечные батареи
Вояджер на РИТЭГе до сих пор сигналы посылает.
Вики говорит: «При минимальном сроке службы в 14 лет его выходная мощность снизится лишь до 100 Вт» (изначально 125). Так что проблем с энергией особо не предвидится. [ага, 640 КБ должно...]
Про ресурс аккумулятора не забудь… без него он из-за перепада температур ночь/день быстро умрет.
Вот бы организовать встречу Curiosity и Opportunity!
Что, манипуляторопожатие заселфить?)
UFO just landed and posted this here
Кажется, нет. Правда я и про «Сервейер-3» узнал только от вас и с большим интересом прочитал, большое спасибо
фоточка
image
Интересно, а на сколько далеко они друг от друга находятся? Может это вообще недостижимая цель)
UFO just landed and posted this here
Тестовый комментарий к старой записи.
Заранее на всякий случай: прошу прощения у автора статьи.
90 сол планировали что должен проработать Opportunity, а он уже 4267 сола куралесит по Марсу за 12 земных лет? В 47.4 раз превысил запланированного срока. Еще 233 сола и в 50 раз превысит запланированный срок. Вот так техника работает в далеке от человека.)
Пытался сделать что-то подобное на arduino, датчик холла, система координат, автоуправление.Поставил на банку, подключил вместо батарей usb, 6 часов и из драйвера двигателей пошел сизый дым.(кстати камера тоже есть.)
Пытались сделать марсоход?
Может быть напишете об этом статью? Думаю публике будет весьма интересно
Возможно и напишу, когда закончу, кстати стоит ли описывать все грабли?
Конечно, стоит. Это даже интереснее, чем просто история успеха, так сказать.
Безусловно и во всех подробностях ))
Ну ладно, постараюсь закончить в ближайшее время.
Тоже брался за подобный проект, но потерпел фиаско, тк изначально взял довольно слабый контроллер и в итоге для апгрейдов пришлось бы все с нуля собирать, прогать итд. В результате у меня получился танк с управлением через wi-fi и нехитрым манипулятором. Банально, обидно (
Я думаю, его сами пригласят, когда он
из драйвера двигателей пошел сизый дым
исправит удалённо :)
Сегодня испытывал его с транзисторами и сломалась серва на руке с датчиками. Вот с этим проектом (делаю чисто для себя ) конечно не мало повозился
Интересно, разработкой ПО занимались сами NASA?
Я не знаю, но почитал бы про их бест-практики, языки, подходы и т.д.
На самом деле была бы интересная статья об аккумуляторных батареях для подобных аппаратов. Какие материалы применяются и т.д. Там же радиация, перепады температур и прочие не совсем дружественные условия…

P.S. Такой статьи здесь пока не видел.
Наверное, NiCd батареи ставят — они очень долговечные. Еще LiFePO хорошо работают при низких температурах и более долговочные за обычные литиевые аккумуляторы.
LiFePO хорошо работают при низких температурах

Вы в этом уверены? Продавцы говорят, что наоборот, ниже -17°С LiFePO4-батарее становится очень плохо.
На советских аппаратах вроде ставяли серебряно-цинковые аккумуляторы.
Sign up to leave a comment.

Articles