Comments 77
+24
Вот тоже хороший
+11
Чёрт. Мы должны спасти этот маленький ровер. Весь мир ждёт его возвращения!
+5
+2
Хороший аппарат получился. Жаль только все ближе неизбежный конец — уже сейчас часть оборудования сломалась, часть израсходовала ресурс и часть работает на обходных костылях(вроде бы). То есть от него как от научной лаборатории все меньше толка.
+2
А есть краткий анализ где-нибудь, о том какое оборудование сломалось и главное по каким возможным причинам?
+1
wiki же
СпойлерВ 2007 году у Оппортьюнити появились неполадки в работе правого переднего колеса (скачки напряжения) — аналогичная неполадка, которая вывела из строя правое переднее колесо Спирита. Инженеры дали передохнуть колесу, когда ровер долгое время изучал горное обнажение. В декабре 2013 года эти неполадки вновь повторились. Команда предпринимает активные меры по устранению этой неисправности;
Инфракрасный тепловой эмиссионный спектрометр MiniTES отключён с 2007 года, когда его зеркало забила пылевая буря, в связи с чем он не может принимать изображения. Для дальнейшей эксплуатации прибора необходим сильный поток ветра, который очистит внешнюю поверхность зеркала от пыли;
Миниатюрный Мессбауэровский спектрометр, который позволяет определять соединения железа в породах, в данный момент отключён. Применяемый в нём Кобальт-57 имеет период полураспада 271,8 дней, поэтому за 11 лет работы он практически исчерпал свой ресурс. Во время зимовки 2011 года Оппортьюнити ещё пытался как-то его применить, в итоге пришлось потратить несколько недель для получения результатов одного образца;
Спустя несколько лет пребывания на Марсе у Оппортьюнити появились проблемы с его буром (RAT), при помощи которого он делает небольшие углубления в породе. Тестирование показало, что датчики наведения бура на породу работают некорректно, но инженеры, перепрограммировав программное обеспечение, решили данную проблему;
Вышел из строя один обогреватель.
22 апреля 2013 года Оппортьюнити самовольно переключился в состояние, которое можно охарактеризовать как «режим ожидания».[141] Операторы на Земле узнали об этом 27 апреля 2013 года.[141] Первичное тестирование позволило установить, что Оппортьюнити почувствовал что-то неладное в своих системах 22 апреля, во время измерения прозрачности атмосферы Марса и переключился в режим ожидания.[141] Инженеры подозревают, что марсоход решил перезагрузить свой бортовой компьютер в то время, когда его камеры делали снимки Солнца.[141] 1 мая 2013 года, по команде с Земли, Оппортьюнити успешно вышел из «режима ожидания» и возобновил свою научную деятельность.
В декабре 2014 года NASA сообщили о проблемах с энергонезависимой флеш-памятью, котрую Оппортьюнити использует, например, для хранения телеметрической информации. Переформатирование файловой системы не помогло. После этого было решено временно использовать для хранения данных RAM, что позволило возобновить работу ровера. В будущем NASA постараются отключить неисправный фрагмент флеш-памяти, чтобы оставшуюся часть можно было использовать по назначению[142].
СпойлерВ 2007 году у Оппортьюнити появились неполадки в работе правого переднего колеса (скачки напряжения) — аналогичная неполадка, которая вывела из строя правое переднее колесо Спирита. Инженеры дали передохнуть колесу, когда ровер долгое время изучал горное обнажение. В декабре 2013 года эти неполадки вновь повторились. Команда предпринимает активные меры по устранению этой неисправности;
Инфракрасный тепловой эмиссионный спектрометр MiniTES отключён с 2007 года, когда его зеркало забила пылевая буря, в связи с чем он не может принимать изображения. Для дальнейшей эксплуатации прибора необходим сильный поток ветра, который очистит внешнюю поверхность зеркала от пыли;
Миниатюрный Мессбауэровский спектрометр, который позволяет определять соединения железа в породах, в данный момент отключён. Применяемый в нём Кобальт-57 имеет период полураспада 271,8 дней, поэтому за 11 лет работы он практически исчерпал свой ресурс. Во время зимовки 2011 года Оппортьюнити ещё пытался как-то его применить, в итоге пришлось потратить несколько недель для получения результатов одного образца;
Спустя несколько лет пребывания на Марсе у Оппортьюнити появились проблемы с его буром (RAT), при помощи которого он делает небольшие углубления в породе. Тестирование показало, что датчики наведения бура на породу работают некорректно, но инженеры, перепрограммировав программное обеспечение, решили данную проблему;
Вышел из строя один обогреватель.
22 апреля 2013 года Оппортьюнити самовольно переключился в состояние, которое можно охарактеризовать как «режим ожидания».[141] Операторы на Земле узнали об этом 27 апреля 2013 года.[141] Первичное тестирование позволило установить, что Оппортьюнити почувствовал что-то неладное в своих системах 22 апреля, во время измерения прозрачности атмосферы Марса и переключился в режим ожидания.[141] Инженеры подозревают, что марсоход решил перезагрузить свой бортовой компьютер в то время, когда его камеры делали снимки Солнца.[141] 1 мая 2013 года, по команде с Земли, Оппортьюнити успешно вышел из «режима ожидания» и возобновил свою научную деятельность.
В декабре 2014 года NASA сообщили о проблемах с энергонезависимой флеш-памятью, котрую Оппортьюнити использует, например, для хранения телеметрической информации. Переформатирование файловой системы не помогло. После этого было решено временно использовать для хранения данных RAM, что позволило возобновить работу ровера. В будущем NASA постараются отключить неисправный фрагмент флеш-памяти, чтобы оставшуюся часть можно было использовать по назначению[142].
0
Было бы интересно вернуть его назад, что бы инженеры и ученые могли осмотреть его, что бы выявить слабые места и их повреждения.
0
Не думаю, что целесообразно, он и так на порядки перевыполнил свою рассчитанную миссию.
0
Выявлять «слабые места», мне кажется не нужно, ибо их нет, раз аппарат прослужил на много дольше расчетного срока службы. Я думаю, что исследовать его противопоказано, а то будет как с машинами, сначала качество росло, а потом конструкторы поняли, что такой ресурс автомобилям не нужен и стали делать попроще и по дешевле.
0
Когда-нибудь будет дешевле послать туда робота-ремонтника, что бы он починил/проапгрейдил старые роботы, чем посылать новые…
0
Похоже, что на марсе, не такие уж и агрессивные условия. А так же что американцы научились строить очень надежные роверы под эти условия. Это очень радует :)
+2
После этого все больше верится американским автомобилям. :)
Интересно, curiosity столько же протянет?
Интересно, curiosity столько же протянет?
0
интересно было бы увидеть пройденный ровером маршрут
0
Если солнечные батареи закрывает пыль… работа прекращается, и связь с Землей теряется на многие дни.А как солнечные батареи очищаются от пыли? Ветром?
0
Всегда интересовал вопрос — почему нельзя было сделать элементарную щетку на манипуляторе для очистки панелей от пыли? Цена — копейки, вес — мизерный, а профита много было бы. Не подумали об этом? Или не сочли необходимым в условиях 90 дневной миссии?
+1
Как то писали, что проблема в том, что марсианская пыль это очень такой хороший абразив, и тереть щёткой по панелям не стоит.
0
А, кстати, возможно было бы очищать панели от хотя бы самых крупных частиц марсианской пыли вибрацией? Мне решение в виде небольшого вибромотора видится менее затратным и более надёжным, чем щёточный механизм. Или пыль из-за малого размера крупиц слишком сильно липнет?
0
Думаю вибрация будет не самым эффективным способом очищения, к тому же, как я уже писал ниже это дополнительное время, денги, а самое главное вес и энергия. Приходилось читать про немного другой принцип, не знаю, будут ли его использовать или уже где то используют, но в общем выглядит так: солнечную панель покрывают специальной, прозрачной, электропроводящей пленкой и подают на пленку электрические импульсы. Это заставляет частицы леветировать и двигаться к краю. Благодаря этому, вроде как сбрасывается до 90% пыли. Плюсы такого подхода очевидны: нет ни каких движущихся частей, минимальный дополнительный вес, по сути нужено только электричество (ни воды, ни воздуха эта система не требует). Минусы так же есть, но с ними можно бороться.
Я думаю, что это наиболее перспективный способ для борьбы с мелкой пылью на солнечных панелях марсоходов, да и на земных солнечных панелях тоже.
Я думаю, что это наиболее перспективный способ для борьбы с мелкой пылью на солнечных панелях марсоходов, да и на земных солнечных панелях тоже.
+4
Масса (даже на орбиту лишний килограмм больших денег тогда стоил), сложность конструкции, лишняя точка отказа. Потенциально и другому оборудованию вибрации могли не понравиться. Да и от самой мелкой пыли все равно не избавиться, можете дома поэкспериментировать, вибрацией хорошо сгонять более-менее крупные частички, а самые мелкие все равно «прилипают»
0
Не соглашусь — марсианская пыль состоит, в основном, из оксида железа 3. Твёрдость оксида железа по Моосу — 5 ед. Твёрдость-же, даже обычного оконного стекла по Моосу ~6.5 ед., т.е. оксид железа не будет, или-же будет плохо царапать стекло. Кроме этого, пыль на Марсе постоянно переносится атмосферой, частицы трутся друг о друга, а следовательно не имеют острых краёв.
Лунная-же пыль состоит из реголита, имеющего твёрдость по Моосу от 5 до 8 ед., что сопоставимо с твёрдостью стекла. Так-же частицы лунной пыли имеют острые края, вследствие отсутствия постоянного трения друг о друга и действительно являются хорошим абразивом, о чём и были упоминания.
В первом приближении, имхо, применение механических щёток для очистки солнечных панелей на марсоходах было-бы оправдано.
Кроме этого (раз уж этот способ показал свою эффективность), можно было-бы установить мини-компрессор на марсоход и сдувать пыль потоком сжатого воздуха тогда, когда это нужно, а не когда ветер подует.
Лунная-же пыль состоит из реголита, имеющего твёрдость по Моосу от 5 до 8 ед., что сопоставимо с твёрдостью стекла. Так-же частицы лунной пыли имеют острые края, вследствие отсутствия постоянного трения друг о друга и действительно являются хорошим абразивом, о чём и были упоминания.
В первом приближении, имхо, применение механических щёток для очистки солнечных панелей на марсоходах было-бы оправдано.
Кроме этого (раз уж этот способ показал свою эффективность), можно было-бы установить мини-компрессор на марсоход и сдувать пыль потоком сжатого воздуха тогда, когда это нужно, а не когда ветер подует.
+2
На quora задавали этот вопрос. Вкратце ответ простой. Изначально марсианские мисси проектируют на довольно короткий срок (то что пара из них продержалась долше положенного времени, это и удача, и хорошая работа проектировщиков, но полагаться на это не стоит), а разработка очистителей, это время, деньги, дополнительный вес и трата энергии. Так что размер панелей делают с учетом постепенного запыления за расчетное время миссии.
+4
Вполне возможно, что и то и другое.
0
Щётки и песок за счет абразивного воздействия быстро покрыли бы панели царапинами, тем самым ухудшив их эффективность. Как вы и сказали для планируемой 90 дневной миссии не сочли необходимым устанавливать какой либо механизм очистки.
+1
Тоже задаюсь этим вопросом. Ниже вот пишут — всё это лишний вес, точка отказа и пр. Но устройство ведь очень простое, по сути обычный автомобильный дворник, только не с резинкой, а с мягкой щёточкой (на уроке труда или в столярке все видели щётку-смётку?). Для устранения электростатики пластик ворсинок щётки делаем немного токопроводящим.
По поводу царапания: щётка ведь не будет часто елозить туда-сюда, она, может, раз в полгода сделает один проход.
Ещё вариант: покрыть солнечные батареи несколькими слоями тонкой прозрачной плёнки и придумать механизм, который при запылении будет сдирать верхнюю плёнку со всей налипшей пылью. Даже штук 5 слоёв сильно продлят срок службы панелей и сократят простои.
По поводу царапания: щётка ведь не будет часто елозить туда-сюда, она, может, раз в полгода сделает один проход.
Ещё вариант: покрыть солнечные батареи несколькими слоями тонкой прозрачной плёнки и придумать механизм, который при запылении будет сдирать верхнюю плёнку со всей налипшей пылью. Даже штук 5 слоёв сильно продлят срок службы панелей и сократят простои.
0
Стыдно за людей, которые не читали Zelenyikot и lozga, но рвутся в комментарии за лайками.
+2
Вполне возможно что Опортьюнити еще может пережить Курьосити? У второго жизнь ограничена ритегом, который конечен. А у первого солнечные батареи
0
Вот бы организовать встречу Curiosity и Opportunity!
0
Тестовый комментарий к старой записи.
Заранее на всякий случай: прошу прощения у автора статьи.
Заранее на всякий случай: прошу прощения у автора статьи.
-11
90 сол планировали что должен проработать Opportunity, а он уже 4267 сола куралесит по Марсу за 12 земных лет? В 47.4 раз превысил запланированного срока. Еще 233 сола и в 50 раз превысит запланированный срок. Вот так техника работает в далеке от человека.)
0
Пытался сделать что-то подобное на arduino, датчик холла, система координат, автоуправление.Поставил на банку, подключил вместо батарей usb, 6 часов и из драйвера двигателей пошел сизый дым.(кстати камера тоже есть.)
+1
Пытались сделать марсоход?
0
да, не пытался, а пытаюсь
0
Может быть напишете об этом статью? Думаю публике будет весьма интересно
0
Тоже брался за подобный проект, но потерпел фиаско, тк изначально взял довольно слабый контроллер и в итоге для апгрейдов пришлось бы все с нуля собирать, прогать итд. В результате у меня получился танк с управлением через wi-fi и нехитрым манипулятором. Банально, обидно (
0
Не ходите работать в JPL.
0
Интересно, разработкой ПО занимались сами NASA?
+1
На самом деле была бы интересная статья об аккумуляторных батареях для подобных аппаратов. Какие материалы применяются и т.д. Там же радиация, перепады температур и прочие не совсем дружественные условия…
P.S. Такой статьи здесь пока не видел.
P.S. Такой статьи здесь пока не видел.
+1
Наверное, NiCd батареи ставят — они очень долговечные. Еще LiFePO хорошо работают при низких температурах и более долговочные за обычные литиевые аккумуляторы.
0
На советских аппаратах вроде ставяли серебряно-цинковые аккумуляторы.
0
Sign up to leave a comment.
Марсоход Opportunity работает на Марсе уже 12 лет